Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

Интервью с Игорем Магазиником о Viber и специфике ИТ-бизнеса

Оставить комментарий
Интервью с Игорем Магазиником о Viber и специфике ИТ-бизнеса

Свежий герой отечественного продуктового бизнеса — коммуникационная платформа Viber — вызывает любопытство у многих. Dev.by не упустил возможность разузнать побольше о местной сенсации и пообщался с СТО Viber Media Игорем Магазиником.

— Для начала давайте кратко поясним нашим читателям, что такое Viber вообще, для тех, кто впервые слышит об этом продукте. Хорошо бы сразу выделить и сравнить — чем отличается Viber от своих ближайших конкурентов, Skype и Whatsapp?

 — Viber — это прежде всего платформа для общения. С помощью нашего приложения можно бесплатно звонить пользователям Viber по всему миру, обмениваться бесплатными сообщениями, в том числе в групповых чатах, отправлять фотографии и информацию о текущих координатах, посылать стикеры и еще много интересных возможностей (а в этом году их появится еще больше).

История успеха и последние новости проекта Viber под катом

Основное отличие Viber от Skype — это то, что Viber изначально заточен под мобильные платформы, в отличие от Skype, который адаптировал свой продукт для использования на смартфонах. Это во многом определяет разницу в направлении развития. Для Skype мобильные устройства являются второстепенными, а для нас — наоборот. Это выражается во всем: начиная от удобства использования, качества связи на 3G-сетях и вплоть до использования батареи (попробуйте держать Skype включенным целый день).

От Whatsapp нас отличает бесплатность приложения, наличие голосовых звонков и постоянное добавление дополнительных возможностей, не существующих у Whatsapp и у других конкурентов.

Игорь Магазиник, СТО Viber

— Можно ли рассказать об истории создания Viber? Пока сервис Viber полностью бесплатен, кто финансирует этот проект?

 — В начале 2010 года нам с друзьями очень много приходилось пользоваться услугами международной телефонной связи. Пробовали и различные VoIP-сервисы и игрались с Asterisk. Все это было очень неудобно и работало не всегда.

Параллельно с этим во многих странах уже были распостранены 3G-сети, а современные смартфоны давали возможности написания довольно сложных приложений.

И вот из этих предпосылок возникла идея сделать VoIP (начинали мы только со звонков), но сделать его «правильно». Сразу же сели писать прототип, из которого в конце 2010 года вырос Viber.

С тех пор Viber остался проектом с частным финансированием, наши вкладчики верят в продукт и ищут долгосрочного развития, а не сиюминутной прибыли. На данный момент вся функциональность Viber бесплатна, и все это и останется бесплатным. Я думаю, что со временем будут добавляться определенные платные premium-возможности.

Игорь Магазиник и Талмон Марко основали Viber меньше двух лет назад

— Насколько я знаю, сейчас Viber демонстрирует просто фантастический темп роста в 500 тысяч новых пользователей в день. По вашему мнению, в чем секрет такого успеха, в чем главная составляющая успешного развития современного ИТ-проекта вообще?

 — Секрет успеха, наверное, как и для многих других компаний, — быть в правильное время в правильном месте, и главное — с правильным продуктом. Развитие смартфонов и сопутствующей инфраструктуры позволило таким сервисам, как Viber (сейчас их часто называют OTT — Over The Top) давать пользователям услуги, которые не только являются бесплатными, но еще и лучше, и интереснее, чем услуги традиционных сотовых операторов. То, что в основном создает спрос на подобные сервисы, — это крайне медленное развитие традиционных возможностей телекоммуникационных платформ.

Например, спецификация SMS не менялась с 1984 года. И это при взрывном развитии технологий в эти 20 лет. Основная причина тут — бюрократия и необходимость поддерживания совместимости. Для Viber и подобных сервисов таких барьеров нет.

— Давайте немного остановимся на вашей специфике, мне кажется, очень важной составляющей вашего успеха является та ниша, которую вы сумели занять. Как вы сказали, вы всегда позиционировали свой сервис прежде всего как мобильно-ориентированный и никогда не заходили на территорию десктопных приложений. Можно ли расценивать ваше недавнее решение о выпуске десктоп-версий Viber Desktop для Windows и Mac как начало прямой конкурентной борьбы со Skype?

 — Мы никогда не смотрим на Viber как конкурента того или иного сервиса. Мы просто делаем продукт для наших пользователей и пытаемся делать то, что, по нашему мнению, им понравится и будет полезным. А осуществляя анализ конкуренции по наличию тех или иных возможностей, можно дойти до того, что Viber — конкурент телефона, так как в нем присутствует функция звонка.

Как я уже говорил, мы начали с идеи делать удобное приложение, прежде всего для себя. Так и здесь — проводя очень много часов в день за декстопом, нам гораздо удобнее общаться с помощью Viber, имея и десктопную версию.

— Кстати, по вашему мнению, какие самые слабые стороны Skype? Чего никогда от него не будет в Viber?

 — Я не вижу Skype нашим главным конкурентом, поэтому и рассматривать слабые и сильные стороны Skype лучше предоставим его пользователям. Что касается функциональности Skype — она уже в большой мере есть в Viber, но у нас нет задачи копирования функциональности. Мы просто последовательно добавляем в продукт то, что лично нам нравится и кажется важным.

— Какие свои ошибки вы уже сейчас видите и не повторили бы, если бы начинали все сначала?

 — Если же говорить конкретно про Viber, то, мне кажется, главная наша ошибка была выпустить первую версию без функционала обмена сообщениями. Из-за этого до сих пор некоторые пользователи думают, что Viber хорош только для бесплатных звонков, хотя очень хороший функционал обмена сообщений существует в Viber уже давно. Надеюсь, что со временем это исправится.

— Расскажите о технических подробностях устройства сервиса где разрабатываются серверные и клиентские части, какие платформы поддерживаются, какие технологии используются. Может быть, у вас есть какие-то собственные ноу-хау?

 — Клиентские приложения разрабатываются в основном в Минске. Также мы сотрудничаем со многими партнерскими компаниями в России, Китае, Польше и т. д.

Технологии в основном диктуются каждой конкретной платформой. На данный момент у нас есть версии для iOS, Android, Blackberry, Nokia S40, Symbian, Windows Phone 7, Windows Phone 8, Samsung Bada. Думаю, в этом году наших пользователей ожидает много интересных сюрпризов. Серверная часть разрабатывается в Израиле, и она постоянно эволюционирует, нужно поддерживать все большее количество пользователей и предоставлять им все больше возможностей.

В качестве инфраструктуры для серверов мы используем Amazon EC2, все наши серверы виртуальные, что позволяет нам легко добавлять новые мощности. Мы активно используем NoSQL (сейчас MongoDB, но это, возможно, скоро изменится). Сами серверы пишутся с использованием разных технологий — все диктуется целевыми задачами. Тут и C++, и Java, и Python. Сейчас существует множество решений для систем высокой нагруженности (а у нас десятки миллионов online-пользователей). Это, конечно, хорошо, но явного лидера нет, поэтому приходится все время проверять новинки, а то, что не нравится из готовых решений — писать самим.

Более подробно о технической части нашего проекта можно послушать в моем выступлении на Viber iOS meetup.

— После недавней истории со Skype пользователи стали очень часто интересоваться шифрует ли свой трафик Viber, защищает ли он как-то передаваемые пользовательские данные?

 — Мы не любим облегчать работу потенциальным взломщикам системы, поэтому скажу только, что мы используем криптографию для защиты информации.

Защита пользовательской информации для нас предельно важна. Например, у меня нет права доступа на серверы, где она хранится. Кроме того, мы постоянно проводим security audits и улучшаем меры по защите информации.

— Давайте еще немного остановимся на безопасности. Так сказать, добавим ложку дегтя в бочку с медом недавно был обнаружен баг в Viber, который позволял обойти блокировку экрана в Android-устройствах и предоставить несанкционированный доступ ко всей системе. Специалисты отмечают, что это следствие глубокой интеграции Viber с мобильной ОС. Можете ли вы пояснить, насколько это реально опасно и когда эта ошибка будет устранена?

 — Конечно, этот баг неприятен и нам, и пользователям, но не все так однозначно: Viber пользуется только стандартными методами, предоставляемыми платформой Android. Поэтому во многом это баг самой платформы — допустить подобную ситуацию. Мы со своей стороны сделали максимум — оперативно починили этот баг в тот же день и выложили новую версию на наш сайт. Для самостоятельной временной починки можно было использовать другой способ временной отмены keylock, который работает более «корректно», чем первый.

— Какие тренды и специфика наблюдается в этом высокотехнологичном сегменте рынка? Какие советы сегодня вы могли бы дать молодым и начинающим, но амбициозным стартапам, опираясь на свой богатый опыт?

 — Если вы создаете сервисное приложение — всегда нужно рассчитывать на успех, чтобы не остаться с нерабочей системой, когда он случится. Всегда планируйте свой успех и создавайте систему, рассчитанную не на тысячи пользователей, а на миллионы. В этом могут очень сильно помочь такие технологии, как Cloud, NoSQL и т. д. Например, если говорить о нашем случае, за первые три дня после релиза Viber скачали 1 млн человек. Мы используем облачный хостинг Amazon. Благодаря этому мы за минуты подняли сотни серверов и выдержали наплыв толп пользователей, которого совсем не ожидали.

Далее, продукт должен быть настолько простым, чтобы им можно было пользоваться без обучения и лишних манипуляций. Viber интегрируется с записной книжкой в телефоне. Еще мы отказались от авторизации при запуске: пользователю не нужно вводить логин и пароль — сервис включен всегда, когда включен телефон.

Очень важно, чтобы у продукта была высокая виральность, иначе говоря, чтобы пользователи сами были заинтересованы в его распространении. Просто так не получится использовать возможности Viber — нужно порекомендовать друзьям скачать программу.

Давайте пользователям больше разных функций и развивайте те, на которые есть наибольший спрос. Если какой-либо функцией продукта пользуется совсем немного людей, то «убивать» ее не стоит (мы такого ни разу не делали). Просто не развивайте ее. Используйте все возможности Google Analytics. С помощью этого сервиса можно собирать статистику не только о посетителях сайтов, но и о пользователях приложений. Мы с его помощью анализируем, какие функции продукта используются больше, а какие — меньше. Например, групповая переписка пользуется популярностью, а посылка географических координат — нет.

— Кстати, что сейчас представляет из себя типичный ваш пользователь, какие его технические предпочтения и особенности?

 — Уже около 60% от наших новых пользователей составляют пользователи Android, больше 30% — iOS, 5% — Blackberry и 2,5% — Windows Phone. Количество сообщений, посылаемых нашими пользователями, гораздо больше, чем количество звонков, но все еще чуть больше посетителей пользуется функциональностью звонков, чем сообщений.

— За время международной поддержки вашего популярного продукта, наверняка случались какие-то смешные или курьезные случаи, можете ли вы привести пару подобных «нештатных» примеров?

 — Просто процитирую несколько реальных вопросов, поступивших от наших пользователей в службу поддержки (и такие вопросы продолжают поступать все время):

  • «How can i use Viber without internet? I’m sure if you try really hard you can tell me how…»
  • «I’m trying to find out if my girlfriend is seeing another man, can you please send me her call logs? i’m willing to pay».
  • «My son is using Viber to talk his slot girlfriend and i would like to block his usage at home, please assist me».
  • «Buber is a great app!»

— Игорь, ваша компания в некотором смысле субъект нового типа транснациональной экономики: офисы разбросаны по всему миру, но коллектив един благодаря сети и развитым коммуникациям. Кроме офисов в Минске и Бресте, у вас также есть офисы в Китае и Израиле. Как вам удается оставаться единым рабочим коллективом в условиях такого широкого территориального разброса ваших сотрудников?

 — Есть три важных инструмента, которые мы используем при взаимодействии между офисами в разных странах:

  • Jira — это система управления задачами и проектами. Применяется для отслеживания дефектов и разработки нового функционала приложения. Позволяет нам в одной системе управлять всеми проектами — и внутренними, и теми, которые мы реализуем вместе с компаниями-партнерами;
  • Green Hooper — плагин для Jira, позволяющий использовать гибкие методологии разработки (такие как Scrum и Kanban). Предоставляет возможность динамично планировать рабочую нагрузку и показывает реальную производительность команд;
  • Confluence — wiki-система, позволяющая нам совместно работать над документацией, «спеками», техническими заданиями. Система дает возможность совместного редактирования, обсуждения, использования темплейтов.

Помимо прочего, конечно же, мы много общаемся по Viber и постоянно используем видеоконференции.

        Минский офис Viber, команда разработки Viber for Windows

— Вы упомянули технические составляющие по организации единой команды, а что вы можете рассказать относительно ваших общих принципов и стандартов при найме новых людей?

 — Главный мой совет при работе с удаленными офисами — набирать талантливых людей. Тогда все становится проще, а расстояние не превращается в помеху. Мы проводим большое количество собеседований и принимаем на работу только тех, кто очень понравился. Кстати, более 20% сотрудников пришли к нам по рекомендациям тех, кто уже работал в компании. Это еще один простой, но действительно полезный способ наладить общение внутри компании — принимать на работу друзей сотрудников.

Еще один фактор, облегчающий работу, — узкая иерархическая прослойка, ориентация больше на горизонтальные связи. Все общаются со всеми напрямую и в любой момент времени. Удаленные офисы даже не воспринимаются как удаленные, потому что все сотрудники постоянно находятся в онлайне, всегда можно включить видеосвязь и пообщаться, хотя, возможно, физически этот сотрудник находится не в соседней комнате, а вообще в другой стране.

— Традиционный заключительный вопрос о планах на будущее. Что нового следует ожидать пользователям Viber? Какие новшества вы намерены реализовать?

 — Мы с самого основания компании решили говорить только про то, что сделали, а не хвастаться тем, что планируем. Могу сказать одно: у нас грандиозные планы на этот год. Я абсолютно уверен, что-то, что мы сделаем, очень понравится всем нашим пользователям. Часть из этих новостей можно ждать уже в самое ближайшее время.

Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.

Читайте также
«Переехал или в подполье». Куда пропал стартап-кластер
«Переехал или в подполье». Куда пропал стартап-кластер
«Переехал или в подполье». Куда пропал стартап-кластер
Кажется, совсем недавно стартап-движение в Минске кипело, а от ребят с идеями про улучшение мира было не скрыться. О том, что осталось от всего этого, dev.by поговорил c венчурным инвестором (не инвестирует сейчас из-за 5-летнего запрета на предпринимательскую деятельность), председателем правления Angels Band Валерием Остринским. 
1 комментарий
Говорят и показывают: какие технологические и предпринимательские конференции стоит посетить в 2022 году
Говорят и показывают: какие технологические и предпринимательские конференции стоит посетить в 2022 году
Говорят и показывают: какие технологические и предпринимательские конференции стоит посетить в 2022 году
В США стали отказываться от работы со стартапами с российскими основателями
В США стали отказываться от работы со стартапами с российскими основателями
В США стали отказываться от работы со стартапами с российскими основателями
3 комментария
Y Combinator сократил количество стартапов в своём акселераторе на 40%
Y Combinator сократил количество стартапов в своём акселераторе на 40%
Y Combinator сократил количество стартапов в своём акселераторе на 40%

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Комментариев пока нет.