Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

Вдохновляясь RetroMeetup: домашние компьютеры как ископаемый класс

Оставить комментарий
Вдохновляясь RetroMeetup: домашние компьютеры как ископаемый класс
retroМногие читатели, особенно те, кто постарше, еще помнят времена, когда компьютерная техника была редкой роскошью в домах обычных советских граждан. В то время IBM-совместимые компьютеры были относительно дорогими и использовались в основном различными организациями. В советские двухкомнатные «хрущевки» в основном попадали так называемые домашние компьютеры – более простые и адаптированные для дома устройства. В те времена компьютеры покупались готовыми далеко не всегда – многие устройства собирались из имеющихся электронных элементов самостоятельно. 1980-е годы подарили нам такие имена, как ZX Spectrum, Commodore 64, Atari, NES и др. 28 июля в Минске прошла встреча энтузиастов компьютерной старины, в рамках которой олдскульную технику можно было не только обсудить, но и посмотреть, потрогать и опробовать в деле. Мероприятие получило название RetroMeetup и проходило в помещении Белорусского союза дизайнеров. Организаторами этой андеграундно-интерактивной выставки выступили несколько энтузиастов-владельцев техники, Белорусский союз дизайнеров и сообщество MeetUp.by.

Немного истории

На самом деле первые домашние компьютеры начали появляться еще задолго до выхода знаменитого IBM PC. Более того, первые «персоналки» легко можно отнести именно к домашним компьютерам. В далеком 1975 году в продаже появился первый персональный компьютер Altair 8800, который продавался в виде набора деталей или в собранном состоянии, последняя версия несколько дороже. Компьютер был очень непонятным по современным меркам и не обладал ни дисплеем, ни клавиатурой. Ввод осуществлялся с помощью двухпозиционных переключателей, а вывод – все тем же двоичным кодом с помощью лампочек (горит – «1», не горит – «0»). Объем ОЗУ составлял всего 256 байт. В 1979 году появилось первое детище молодой компании Atari – домашний компьютер Atari 400. Изначально он поставлялся с 8 Кб оперативной памяти, но вскоре после начала производства цены на микросхемы памяти существенно снизились и Atari 400 получил 48 Кб ОЗУ. Это был уже полноценный компьютер с клавиатурой и слотами расширения. Вывод информации осуществлялся на телевизор. Наиболее известные и легендарные домашние компьютеры увидели свет в начале 1980-х годов – время расцвета популярности 8-битного процессора ZiLOG Z80. В конце 1980 года эксцентричный английский бизнесмен и изобретатель Клайв Синклер продемонстрировал широкой общественности собственное видение того, каким должен быть домашний компьютер. Так на свет появился Sinclair ZX80, стоивший в виде набора для сборки всего 100 фунтов стерлингов. Несмотря на невысокую стоимость, компьютер имел лишь 1 Кб ОЗУ и не поддерживал вывод цветного изображения. В результате менее чем через два года его сменил легендарный ZX Spectrum. Данная модель оказалась в высшей степени удачной. При стоимости от 125 фунтов компьютер обладал передовой для того времени внешностью, поддержкой цветной графики, значительно большим объемом ОЗУ и возможностью загрузки программного обеспечения с магнитофонной кассеты или 5,25-дюймовой дискеты. За первые 17 месяцев продаж компьютер преодолел отметку в 2 млн проданных единиц. Самым успешным решением эпохи домашних компьютеров стал Commodore 64, вышедший в 1982 году. Несмотря на то, что он был построен на слабом даже для того времени процессоре MOS Technology 6510, объем ОЗУ составлял целых 64 Кб, а количество отображаемых цветов зависело от разрешения дисплея. Для графики и для звука использовались отдельные процессоры. Последний получил название SID и поддерживал три 8-октавных голоса. Примечательно, что с помощью лишь программных изменений можно было активировать четвертый голос, который обычно использовался для шумовых эффектов. Этот звуковой процессор до сих пор особенно ценится среди создателей 8-битной музыки, в числе которых оказались и организаторы. А в то же время по эту сторону железного занавеса вычислительная техника развивалась по совершенно другому сценарию. Через некоторое время после появления на Западе процессоров Z80 и i808х советские инженеры смогли их скопировать и наладить массовый выпуск. Готовые персональные компьютеры заводского производства стоили баснословно и не были доступны простым смертным. В итоге в журнале «Радио» и других тематических изданиях стали публиковать схемы домашних компьютеров, которые можно было собрать на отечественной элементарной базе. К началу 1990-х годов по всей тогда еще огромной стране люди пользовались многочисленными домашними компьютерами, подавляющее большинство которых были клонами английских ZX Spectrum. Для компьютеров создавалось и активно распространялось различное ПО. Многие помнят компьютеры вроде «Байт», «Хоббит» и других, во множестве выпускавшихся практически всеми предприятиями радиоэлектронной промышленности. Игровые приставки той эпохи, хоть и стоят немного особняком, имеют много общего с домашними компьютерами. Так, всем известные консоли NES (Dendy в наших реалиях) и Atari 2600 (Rambo) были построены на базе знакомого уже процессора MOS Technology. В общем, тогда между игровыми консолями и домашними компьютерами было куда больше общего, чем между современными приставками и компьютерами. Достаточно вспомнить постсоветскую приставку «Эльф» брестского завода «Цветотрон», которая являлась ни чем иным, как ZX Spectrum с переработанной внешностью и картриджами в качестве ПЗУ.

Демосцена

Со временем среди поклонников компьютерной техники стала развиваться своя субкультура – демосцена. Как это ни странно, но основной причиной ее появления стала ограниченность аппаратных возможностей, а точнее, невозможность выполнения операций с плавающей точкой. При такой ситуации ни о каком 3D никто даже не помышлял. В такой ситуации программисты-энтузиасты старались выжать все соки из имеющегося «железа». В результате стали появляться демо – специально созданные короткие программы, призванные поразить публику своей красочностью. Как правило, это были анимированные заставки, сопровождавшиеся трекерной музыкой. Со временем оформились и общие тенденции, к которым стали стремиться все участники демосцены. Так, больше всего ценятся другими участниками демонстрации, которые обладают наименьшими размерами. Такая тенденция зародилась именно на домашних компьютерах, где объем ОЗУ и ПЗУ был сильно ограничен. Особенно сложные в исполнении интро – небольшие демонстрации, ограниченные объемом файла. Интро создаются в соревновательных целях и зачастую пишутся участниками с нуля прямо во время соревнований. Существуют категории интро объемом 512, 256 или даже 128 байт. Для сравнения, современные демо могут занимать до нескольких десятков мегабайт Со временем демосцена перебралась с домашних компьютеров на более современные IBM-совместимые устройства, обрела новые возможности (3D-графика, динамические тени, тесселяция и др.). Тем не менее, домашние компьютеры все еще являются отличной платформой для кибертворчества, хоть они и ушли глубоко в андеграунд. Расцвет демосцены пришелся на конец прошлого века. Несмотря на это, сегодня множество энтузиастов по всему миру продолжают создавать демонстрации и трекерную музыку и делиться ими с общественностью. Наиболее интересный и массовый слет любителей демосцены называется Assembly и ежегодно проводится в Финляндии. В течение нескольких дней мероприятие посещают тысячи людей.

А у нас

Итак, вернемся к RetroMeetup, что прошла в субботу в Минске. Выставка получилась поистине андеграундной. Этому способствовали не только архаичные экспонаты, но и само помещение Белорусского союза дизайнеров с грубо оштукатуренными и неокрашенными стенами. На входе гостей встречал добрый робот, созданный хозяевами из книжек. На месте сердца у него расположился Карл Маркс, а на причинном месте – «Секреты успеха». Внутри оказалось несколько десятков человек, атмосфера секретного бункера и экспонаты, ради которых сюда многие и пришли. Всего на выставке было показано около тридцати экспонатов, при виде которых меня сразу прошибла ностальгическая слеза. «Столько интересного в одном месте, да еще и в рабочем состоянии!», – первое, что пришло мне в голову при виде экспозиции. Владельцами компьютерно-приставочного старья, представленного на выставке, оказались лишь несколько человек. Один из них - Саша Александров (Byteman), 19-летний студент-радиотехник. По долгу учебы он занимается разработкой различных решений на микроконтроллерах и ПЛИСах, а различные манипуляции с ретро-компьютерами стали для него основным хобби. Другой организатор – Сергей Prusak Баган, работающий ведущим инженером-конструктором в НИИЭВМ. Кроме собственной коллекции, Сергей также располагает тематическим сайтом, где собрана неплохая коллекция софта и документации для старых компьютеров. Также стоит упомянуть Андрея Шапорова, входящего в Белорусский союз дизайнеров и также предоставившего несколько очень ценных экспонатов. Кроме них, организовать мероприятие помогли представители сообщества MeetUp.by. Примечательно, что ребята не просто коллекционируют технику, а модифицируют ее. Так, Саша и Сергей совместными усилиями разрабатывают звуковую карту для ZX Spectrum. В ней будет использоваться вышеупомянутый чип SID, который генерировал звук в Commodore 64. Кроме того, многие из экспонатов достались ребятам в нерабочем состоянии и были восстановлены собственными руками. К сожалению, прошедшее мероприятие оказалось далеко не столь масштабным, как этого бы хотелось его организаторам и другим любителям компьютерной старины. Еще несколько лет назад в Беларуси проводились собственные демопати, а отечественные сценеры посещали знаменитый фестиваль Assembly. Теперь же демосцена в нашей стране осталась уделом лишь узкого круга энтузиастов. Стоит сказать, что мероприятие не являлось выставкой в обычном понимании этого слова. У подавляющего большинства людей при слове «экспонат» возникает ассоциация «руками не трогать!». Здесь все было по-другому: компьютеры и приставки работали, при желании за ними можно было посидеть и поиграть. Кроме того, большинство присутствовавших людей были «в теме» и с радостью рассказывали о тех или иных устройствах. Перед поездкой на мероприятие я изучил содержимое антресолей и извлек для организаторов кое-какие подарки – картриджи от NES и Sega. Надеюсь, они пригодятся в будущем. Судя по всему, подобное мероприятие прошло не в последний раз. В будущем организаторы готовят новые встречи с гораздо более насыщенной программой. Благо, впечатления от RetroMeetup остались лишь хорошие. retroretroretroretroretroretroretroretroretroretroretroretroretroretroretroretroretro
Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.

Читайте также
Возвращение легенды: осенью начнут продажи мини-версии классического ПК Commodore 64
Возвращение легенды: осенью начнут продажи мини-версии классического ПК Commodore 64
Возвращение легенды: осенью начнут продажи мини-версии классического ПК Commodore 64
Radiohead закодировали письмо к слушателям: для просмотра нужен ZX Spectrum
Radiohead закодировали письмо к слушателям: для просмотра нужен ZX Spectrum
Radiohead закодировали письмо к слушателям: для просмотра нужен ZX Spectrum
Софтек в феврале
Софтек в феврале
Софтек в феврале
Новости и события за неделю: 27 августа — 2 сентября
Новости и события за неделю: 27 августа — 2 сентября
Новости и события за неделю: 27 августа — 2 сентября

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Комментариев пока нет.